Какие двигатели лучше для дизель генератора 100 кВт - четырехцилиндровые или шестицилиндровые?
Самым технически сложным, требующим регулярного обслуживания и ремонта, и самым дорогим (около 75% стоимости всего изделия) компонентом дизельного генератора является дизельный двигатель. Именно от двигателя зависит эксплуатационная надежность, продолжительность моторесурса, расход топлива и себестоимость вырабатываемой электроэнергии.
Фактически дизельный двигатель, это «сердце» дизель генераторной установки.
КПД любого синхронного генератора (альтернатора) находится в диапазоне от 85% до 95%, в зависимости от его номинальной мощности, из-за потерь энергии на электрическое сопротивление обмоток статора и ротора. Поэтому первичный дизельный двигатель должен иметь номинальную механическую мощность, как минимум на 10% больше, чем заданная номинальная электрическая мощность дизельного генератора.
У всех синхронных генераторов одинаковой мощности, даже от разных производителей, примерно одинаковый КПД, так как это обусловлено физикой процесса (электрическим сопротивлением медных обмоток).
КПД синхронного генератора мощностью 100 кВт (125 кВА), в среднем, составляет около 90%. Таким образом, для привода дизельного генератора номинальной электрической мощностью 100 кВт необходим двигатель номинальной механической мощностью минимум 110 кВт, а лучше больше, чтобы двигатель не работал «на износ», вплотную к своему предельному режиму, а имел некоторый запас по мощности. Также запас мощности нужен для более легкого принятия ударных нагрузок.
В настоящее время некоторые поставщики устанавливают дешевые двигатели меньшего объема и недостаточной мощности на свои дизельные генераторы для экономии на комплектующих.
По нашему мнению, такие поставщики вводят в заблуждение потребителей, такие дизельные генераторы фактически выдают меньшую электрическую мощность, чем заявлено в документах.
Эта практика особенно распространена среди бюджетных резервных дизельных электростанций с двигателями Ricardo, или по-другому Weifang, по названию города Weifang в Китае, где производят двигатели по технологии Ricardo.
Например, на рынке представлены ДГУ АД-100-Т400, с заявленной номинальной мощностью 100 кВт, со следующими двигателями от неизвестных производителей:
- 4AT-110D - ном. мощность 110 кВт, макс. мощность 121 кВт (4 цилиндра, D=110 мм, S=140 мм, V=5,32 л),
- UF4AT-110D - ном. мощность 110 кВт, макс. мощность 121 кВт (4 цилиндра, D=110 мм, S=140 мм, V=5,32 л).
Где: D – диаметр цилиндра, S – ход поршня, V – объем двигателя.
Какая-либо информация о характеристиках и производителях этих двигателей отсутствует в английском и китайском сегменте интернета.
Двигатели 4AT-110D и UF4AT-110D имеют только 4 цилиндра и относительно небольшой рабочий объем, поэтому они работают в очень сильно напряженном режиме, что теоретически может отрицательно сказаться на продолжительности их эксплуатации.
Необходимо с осторожностью относится к дизельным генераторам с двигателями 4AT-110D, UF4AT-110D, о них отсутствует какая-либо информация, проверяемая в интернете в независимых источниках. В случае ремонта, если у поставщика не окажется в наличии на складе нужных запасных частей, будет невозможно подобрать аналоги у сторонних компаний, которые специализируются на запасных частях для китайской техники.
Судя по совпадению размерности и характеристик, эти моторы, возможно, являются копиями оригинального двигателя разработки и производства компании Shandong Kofo Power Co., Ltd.:
- Kofo 4RT55-110D - ном. мощность 110 кВт, макс. мощность 121 кВт (4 цилиндра, D=110 мм, S=140 мм, V=5,32 литра).
Этот двигатель, в свою очередь, является форсированной версией исходного мотора Kofo 4RT55-88D (4 цилиндра, D=110 мм, S=140 мм, V=5,32 л), номинальной мощностью 88 кВт, предназначенного для дизель генераторов номинальной мощностью 80 кВт.
Для ДГУ номинальной мощностью 100 кВт лучше использовать 6-ти цилиндровый двигатель, объемом 6,75 литра:
- Ricardo R6105AZLD - ном. мощность 110 кВт, макс. мощность 121 кВт (6 цилиндров, D=105 мм, S=130 мм, V=6,75 л).
Разумеется, дизельные генераторы с дешевыми 4-х цилиндровыми двигателями 4AT-110D, UF4AT-110D (5,32 л) стоят меньше, чем дизельные генераторы с полноценным 6-ти цилиндровым двигателем R6105AZLD (6,75 л).
Если выбирать вариант ДГУ номинальной мощностью 100 кВт именно с 4-х цилиндровым двигателем, то надежнее использовать именно оригинальный двигатель Kofo 4RT55-110D.
Для дизельных генераторов номинальной мощностью 100 кВт (125 кВА), предназначенных для продолжительной эксплуатации или резервирования важных объектов, предпочтительнее использовать более мощные, надежные, проверенные двигатели, которые производят компании, известные не только в Китае, но и во всем мире:
Для ДГУ 100 кВт:
- SDEC SC4H180D2 - ном. мощность 120 кВт, макс. мощность 132 кВт (4 цилиндра, D=105 мм, S=124 мм, V=4,3 л),
- Deutz BF4M1013FC - ном. мощность 119 кВт, макс. мощность 129 кВт (4 цилиндра, D=108 мм, S=130 мм, V=4,76 л),
- Yuchai YC4A180L-D20 - ном. мощность 120 кВт, макс. мощность 132 кВт (4 цилиндра, D=108 мм, S=132 мм, V=4,84 л),
- Pro Maxx 4DTI484E120 - ном. мощность 120 кВт, макс. мощность 132 кВт (4 цилиндра, D=108 мм, S=132 мм, V=4,84 л).
Для ДГУ 108 кВт нужно использовать только 6-ти цилиндровые двигатели:
- Cummins 6BTAA5.9-G2 - ном. мощность 120 кВт, макс. мощность 132 кВт (6 цилиндров, D=102 мм, S=120 мм, V=5,9 л),
- Weichai WP6D132E200 - ном. мощность 120 кВт, макс. мощность 132 кВт (6 цилиндров, D=105 мм, S=130 мм, V=6,75 л),
- Baudouin 6M11G150/5 - ном. мощность 128 кВт, макс. мощность 140 кВт (6 цилиндров, D=105 мм, S=130 мм, V=6,75 л),
- FAWDE CA6DF2-17D - ном. мощность 128 кВт, макс. мощность 140 кВт (6 цилиндров, D=110 мм, S=125 мм, V=7,13 л).
Все эти двигатели намного превосходят по надежности двигатели Ricardo, они производятся на современных заводах, оснащенных передовым высокотехнологичным оборудованием, способным обеспечить высокий уровень точности изготовления всех деталей. В их производстве используются только качественные материалы и комплектующие, все они проходят строгий выходной контроль качества.
Поэтому моторесурс этих двигателей намного больше, чем у двигателей Ricardo.
Выбирайте сердце дизельного генератора с умом!