Какой мощности должен быть двигатель для дизель генератора 150 кВт?
ВВЕДЕНИЕ
Самым технически сложным, требующим регулярного обслуживания и ремонта, и самым дорогим (около 75% стоимости всего изделия) компонентом дизельного генератора является дизельный двигатель. Именно от двигателя зависит эксплуатационная надежность, продолжительность моторесурса, расход топлива и себестоимость вырабатываемой электроэнергии.
Фактически дизельный двигатель, это «сердце» дизель генераторной установки.
КПД любого синхронного генератора (альтернатора) находится в диапазоне от 85% до 95%, в зависимости от его номинальной мощности, из-за потерь энергии на электрическое сопротивление обмоток статора и ротора. Поэтому первичный дизельный двигатель должен иметь номинальную механическую мощность, как минимум на 10% больше, чем заданная номинальная электрическая мощность дизельного генератора.
У всех синхронных генераторов одинаковой мощности, даже от разных производителей, примерно одинаковый КПД, так как это обусловлено физикой процесса (электрическим сопротивлением медных обмоток).
КПД синхронного генератора мощностью 150 кВт (188 кВА), в среднем, составляет около 90%. Таким образом, для привода дизельного генератора номинальной электрической мощностью 150 кВт необходим двигатель номинальной механической мощностью минимум 165 кВт, а лучше больше, чтобы двигатель не работал «на износ», вплотную к своему предельному режиму, а имел некоторый запас по мощности. Также запас мощности нужен для более легкого принятия ударных нагрузок.
ДВИГАТЕЛИ НЕДОСТАТОЧНОЙ МОЩНОСТИ
В настоящее время некоторые поставщики устанавливают дешевые двигатели меньшего объема и недостаточной мощности на свои дизельные генераторы для экономии на комплектующих.
По нашему мнению, такие поставщики вводят в заблуждение потребителей, такие дизельные электростанция фактически выдают меньшую электрическую мощность, чем заявлено в документах.
Эта практика особенно распространена среди бюджетных резервных дизель генераторных установок с двигателями Ricardo, или по-другому Weifang, по названию города Weifang в Китае, где производят двигатели по технологии Ricardo.
Например, на рынке представлены ДГУ АД-150-Т400, с заявленной номинальной мощностью 150 кВт, с двигателями:
- Ricardo R6108ZLD - ном. мощность 154 кВт, макс. мощность 169 кВт, (6 цилиндров, D=108 мм, S=130 мм, V=7,15 литра),
- Ricardo R6108IZLD - ном. мощность 156 кВт, макс. мощность 172 кВт, (6 цилиндров, D=108 мм, S=135 мм, V=7,42 литра).
Где: D – диаметр цилиндра, S – ход поршня, V – объем двигателя.
Двигатель размерности 6х108 достаточно редко встречается, его производят путем форсировки (расточки диаметра цилиндра со 105 мм до 108 мм) двигателя:
- R6105IZLD (BZLD) - ном. мощность 132 кВт, макс. мощность 145 кВт, (6 цилиндров, D=105 мм, S=135 мм, V=7,01 литра)
Соответственно его мощность увеличивается до 156 кВт. Исходный двигатель R6105IZLD (BZLD) мощностью 132 кВт, предназначен для ДГУ номинальной мощностью 120 кВт.
Мощность этого двигателя недостаточна для привода дизель генераторной установки 150 кВт.
Если дизельный генератор с двигателем R6108ZLD (IZLD), использовать согласно заявленной номинальной мощности 150 кВт, то двигатель будет вынужден работать в предельном режиме, близком к максимальной мощности. Такая нагрузка критически снизит моторесурс в 5 - 10 раз. По аналогии, это тоже самое, что постоянно ездить на автомобиле в режиме «газ в пол».
Поэтому, номинальная электрическая мощность дизельного генератора с двигателем R6108ZLD (R6108IZLD) фактически составляет только 136 кВт, а не 150 кВт как должно быть.
Для ДГУ АД-150-Т400, с заявленной номинальной мощностью 150 кВт, нужно использовать двигатель большей мощности и большего рабочего объема:
- Ricardo R6110ZLD - ном. мощность 170 кВт, макс. мощность 187 кВт (6 цилиндров, D=110 мм, S=135 мм, V=7,69 литра).
Разумеется, цена дизельного генератора с дешевым двигателем меньшего объема и мощности R6108IZLD (156 кВт) ниже, чем цена дизельного генератора с двигателем достаточной мощности R6110ZLD (170 кВт).
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ ДГУ 150 КВТ
Для дизельных генераторов номинальной мощностью 150 кВт (188 кВА), предназначенных для продолжительной эксплуатации или резервирования важных объектов, нужно использовать надежные, проверенные двигатели, которые производят на заводах компаний, известных не только в Китае, но и во всем мире: :
- Deutz BF6M1013FC G2 – ном. мощность 176 кВт, рез. мощность 194 кВт (6 цилиндров, D=108 мм, S=130 мм, V=7,15 л).
- Yuchai YC6A245L-D21 – ном. мощность 165 кВт, рез. мощность 181 кВт (6 цилиндров, D=108 мм, S=132 мм, V=7,25 л),
- Cummins 6CTA8.3-G2 – ном. мощность 163 кВт, рез. мощность 180 кВт (6 цилиндров, D=114 мм, S=135 мм, V=8,3 л).
Эти двигатели производят на современных заводах, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, с высокой точностью обработки металла и изготовления всех деталей. Для производства используют только качественные материалы и комплектующие. Все двигатели проходят строгий выходной контроль качества.
Поэтому надежность и моторесурс у них намного выше, а расход топлива намного ниже, чем у моторов Ricardo.
Выбирайте сердце дизельного генератора с умом!