Какая мощность двигателя нужна для дизельного генератора 40 кВт?
ВВЕДЕНИЕ
Самым технически сложным, требующим регулярного обслуживания и ремонта, и самым дорогим (около 75% стоимости всего изделия) компонентом дизельного генератора является дизельный двигатель. Именно от двигателя зависит эксплуатационная надежность, продолжительность моторесурса, расход топлива и себестоимость вырабатываемой электроэнергии.
Фактически дизельный двигатель, это «сердце» дизель генераторной установки.
КПД любого синхронного генератора (альтернатора) находится в диапазоне от 85% до 95%, в зависимости от его номинальной мощности, из-за потерь энергии на электрическое сопротивление обмоток статора и ротора. Поэтому первичный дизельный двигатель должен иметь номинальную механическую мощность, как минимум на 10% больше, чем заданная номинальная электрическая мощность дизельного генератора.
У всех синхронных генераторов одинаковой мощности, даже от разных производителей, примерно одинаковый КПД, так как это обусловлено физикой процесса (электрическим сопротивлением медных обмоток).
КПД синхронного генератора мощностью 40 кВт (50 кВА), в среднем, составляет около 90%. Таким образом, для привода дизельного генератора номинальной электрической мощностью 40 кВт необходим двигатель номинальной механической мощностью минимум 45 кВт, а лучше больше, чтобы двигатель не работал «на износ», вплотную к своему предельному режиму, а имел некоторый запас по мощности. Также запас мощности нужен для более легкого принятия ударных нагрузок.
ДВИГАТЕЛИ НЕДОСТАТОЧНОЙ МОЩНОСТИ
В настоящее время некоторые поставщики устанавливают дешевые двигатели меньшего объема и недостаточной мощности на свои дизельные генераторы для экономии на комплектующих.
По нашему мнению, такие поставщики вводят в заблуждение потребителей, такие дизельные генераторы фактически выдают меньшую электрическую мощность, чем заявлено в документах.
Эта практика особенно распространена среди бюджетных резервных дизельных электростанций с двигателями Ricardo, или по-другому Weifang, по названию города Weifang в Китае, где производят двигатели по технологии Ricardo.
Например, на рынке представлены ДГУ АД-40-Т400, с заявленной номинальной мощностью 40 кВт, со следующими двигателями:
- Ricardo K4100ZD - ном. мощность 42 кВт, макс. мощность 46 кВт (4 цилиндра. D=100 мм, S=115 мм, V=3,61 л),
- Ricardo K4102ZD - ном. мощность 44 кВт, макс. мощность 48 кВт (4 цилиндра. D=102 мм, S=115 мм, V=3,76 л).
Где: D – диаметр цилиндра, S – ход поршня, V – объем двигателя.
Номинальной механической мощности этих двигателей недостаточно для привода ДГУ номинальной электрической мощностью 40 кВт.
Номинальная электрическая мощность дизельного генератора с двигателем K4100ZD фактически составляет 32 кВт, а не 40 кВт как должно быть.
В нашей компании ПК «Азимут» двигатель K4100ZD используется для ДГУ АД-32-Т400, номинальной мощностью 32 кВт, серии «Ricardo - Стандарт», как это рекомендовано китайскими производителями:
Также встречаются предложения ДГУ 40 кВт с двигателем:
- Ricardo 4105D - ном. мощность 38 кВт, макс. мощность 42 кВт (4 цилиндра. D=105 мм, S=120 мм, V=4,15 л).
Двигатель 4105D атмосферный, без турбонаддува (в модели двигателя нет литеры Z, что означает турбонаддув), его мощность самая маленькая в ряду двигателей Ricardo размерности 4х105: N4105D (38 кВт), N4105ZD (56 кВт), N4105ZLD (66 кВт), R4105ZLD (66 кВт).
Мощности этого двигателя совершенно недостаточно для привода ДГУ 40 кВт, номинальная мощность этого мотора меньше номинальной мощности ДГУ. Чтобы такая конструкция работала, КПД альтернатора должен быть выше 100%, что уже из разряда альтернативной физики.
В нашей компании ПК «Азимут» атмосферный двигатель Ricardo N4105D используется для ДГУ АД-30-Т400, номинальной мощностью 30 кВт, серии «Ricardo - Стандарт».
Для ДГУ АД-40-Т400 реальной номинальной электрической мощностью 40 кВт, нужно использовать двигатель размерности 4х105, с турбонаддувом (литера Z в названии модели):
- Ricardo N4105ZD - ном. мощность 56 кВт, макс. мощность 62 кВт (4 цилиндра. D=105 мм, S=120 мм, V=4,15 л).
Разумеется, цена дизельного генератора с дешевым двигателем меньшей мощности N4105D (38 кВт), K4100ZD (42 кВт), K4102ZD (44 кВт) значительно ниже, чем цена дизельного генератора с полноценным двигателем N4105ZD (56 кВт) достаточной мощности.
Если дизельный генератор с двигателем недостаточной мощности, использовать согласно заявленной номинальной мощности 40 кВт, то двигатель будет вынужден работать в предельном режиме, близком к максимальной мощности. Такая нагрузка критически снизит моторесурс в 5 - 10 раз. По аналогии, это тоже самое, что постоянно ездить на автомобиле в режиме «газ в пол».
ДВИГАТЕЛИ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ 40 КВТ
Для дизельных генераторов номинальной мощностью 40 кВт (50 кВА), предназначенных для продолжительной эксплуатации или резервирования важных объектов, предпочтительнее использовать надежные, проверенные двигатели, которые производят компании, известные не только в Китае, но и во всем мире:
- Weichai WP2.3D48E200 - ном. мощность 44 кВт, макс. мощность 48 кВт (4 цилиндра, D=89 мм, S=92 мм, V=2,3 л),
- Baudouin 4M06G55/5 - ном. мощность 48 кВт, макс. мощность 53 кВт (4 цилиндра, D=89 мм, S=92 мм, V=2,3 л),
- Isuzu JE493ZLDCE-02 - ном. мощность 46 кВт, макс. мощность 51 кВт (4 цилиндра, D=93 мм, S=102 мм, V=2,77 л),
- Deutz BFM3C - ном. мощность 45 кВт, макс. мощность 50 кВт (3 цилиндра, D=98 мм, S=105 мм, V=3,2 л),
- SDEC 4ZT3.5-G21 - ном. мощность 49 кВт, макс. мощность 54 кВт (4 цилиндра, D=105 мм, S=115 мм, V=3,5 л),
- Pro Maxx 4DN376M50 - ном. мощность 50 кВт, макс. мощность 55 кВт (4 цилиндра, D=102 мм, S=115 мм, V=3,76 л),
- Yuchai YC4D80Z-D34 - ном. мощность 53 кВт, макс. мощность 59 кВт (4 цилиндра, D=102 мм, S=118 мм, V=3,86 л),
- FAWDE 4DX22-65D - ном. мощность 48 кВт, макс. мощность 53 кВт (4 цилиндра, D=102 мм, S=118 мм, V=3,86 л),
- Cummins 4BTA3.9-G2 - ном. мощность 50 кВт, макс. мощность 55 кВт (4 цилиндра, D=102 мм, S=120 мм, V=3,9 л).
Эти двигатели производят на современных заводах, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, с высокой точностью обработки металла и изготовления всех деталей. Для производства используют только качественные материалы и комплектующие. Все двигатели проходят строгий выходной контроль качества.
Поэтому надежность и моторесурс у них намного выше, а расход топлива намного ниже, чем у моторов Ricardo.
Выбирайте сердце дизельного генератора с умом!